Дисграфия является нарушением правописания, которому сопутствует замена букв, пропусков, перестановок буквенных значений, слияний слов, что обусловлено ухудшениями речевого аппарата в общем.

Акустическая дисграфия может проявиться вследствие ухудшения развития фонематического слуха. В этой ситуации расстройства у детей слуховой дифференциации близких звуков не совсем четкая. При ухудшениях функции письменности из-за недостаточного развития фонематического слуха совершается замена звуков или букв, схожих артикулярно и акустически. [1, c.17]

Дисграфия может возникнуть из-за следующего ряда факторов:

  • наследственность - очень часто школьники с дисграфией унаследуют от родственников недостаточную зрелость мозга в конкретных областях, проявляющуюся в торможении некоторых функций;
  • функциональный фактор - показывается в задержке психоречевого формирования и дислексии;
  • поражение или недостаточное развитие мозга - может развиться еще в утробе матери или сразу же после родов;
  • социально-психологические факторы - провоцируют появление дисграфии в виде нечеткой речи окружающих, разговора на двух языках в семье, дефицита контакта речи, невнимательного отношения взрослых к ребенку. [2, c.22]

Чтобы исправить данную проблему существует некоторое количество результативных методов корректирования дисграфии у детей младшего возраста.

Схема слова. Предполагает, что малышу дают определенную картинку, на которой изображается предмет или схема слова. Школьнику нужно произнести, какой это предмет, а после этого озвучить слово по буквам.

Распознавание звуков и букв. Такой способ включает несколько вариантов:

  • записывание большого объема букв;
  • подчеркивание слов с конкретными звуками и их запись;
  • поиск конкретной буквы в слове, предложении, и ее исключение;
  • осуществление выбора подходящей картинки, в которой существует конкретный звук. [3, c. 45]

Анализ звуков и букв.  Школьнику дают определенную картинку. Он говорит, что на ней изображено, и записывает это слово, при этом ставив ударение в нем. После этого ребенок называет по порядку все звуки и отмечает их конкретным цветом.

Метод структурирования. В слове ребенку нужно определить, сколько гласных и согласных. Сделать это необходимо последовательно. После этого ребенок должен составить схему слова, где гласные он обозначит кружочком, а согласные квадратиком.

Исправление ошибок. Школьнику даются слова с ошибками. Ему нужно исправить эти ошибки и заново переписать слова.

Лабиринт - этот метод способен тренировать большую моторику руки. Дети должны проводить безотрывно длинную линию. Стоит вовремя менять руку. [4, c.17]

Также нужно постоянно объяснять школьнику, как расставляются в тексте знаки препинания и вслух проговаривать текст, в соответствии с правилами письма. Занятия с логопедом желательно должны осуществляться в форме игры. Можно также применять магнитные буквы для того, чтобы создать слова, проводить написание диктанта для лучшего восприятия звуков. Благодаря различным методикам, ребенок будет учиться правильному произношению букв, звуков и целых слов.

Родители должны внимательно подбирать ручки и карандаши своим детям. Лучше всего отдавать предпочтение ручкам с не совсем ровной поверхностью. При письме такой ручной может осуществляться массаж кончиков пальцев, и головному мозгу будет посылаться определенные сигналы. Карандаши должны быть с неровной поверхностью, к примеру, в форме многоугольника. [5, c. 56]

Необходимо вовремя распознать у детей признаки дисграфии. В возрасте 3-4 лет проверять слуховую дифференциацию звуков очень важно. Зачастую родители начинают обучать ребенка иностранному языку с ранних лет. При неправильном подходе к обучению детей английскому или иному языку может развиваться и дисграфия и дислексия. Стоит помнить, что каждый родственник обязан правильно проговаривать слова. При повторении взрослых за ребенком «исковерканных» слов, школьник может принять их как правильные и продолжать так говорить, что приведет к еще большим проблемам при формировании речи. Поэтому, стоит с раннего детства позаботиться о красивой речи своего ребенка и постоянно обучаться не только ему, но и самому себе. Ведь ребенок в первую очередь перенимает все от взрослых.

 

Библиографический список

  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Хотылева Т.Ю. Нейропсихологический подход в инклюзивном образовании. Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва). М., МГППУ, 2011.
  2. Белопольская Н.Л. Экспресс-методика для проверки навыков чтения, счета, письма. М., Когито-центр, 2013
  3. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч. II: Словарный запас и грамматический строй. М., АРКТИ, 2010.
  4. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. Учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов. М., 2011.
  5. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. Комплект в 2-х частях. М., Владос, 2013.